top of page

«Ты взглянула. Надо ль слов?»

Этот невероятный памятник считается одним из самых значимых шедевров древнеегипетского искусства. Он был обнаружен выдающимся французским археологом Огюстом Мариеттом (1821-1881) зимой 1870 года, когда он занимался расчисткой центральной части огромного храма Амона в Карнаке, который на протяжении почти двух с половиной тысячелетий главным национальным святилищем страны.

Голова царицы, была лишь одним из более ста обломков грандиозной скульптурной группы, изображающей творца вселенной - бога Амона и его супругу, богиню Мут – «владычицу неба». Изначальная высота всей колоссальной группы - 4,15 м. Мариетт собрал фрагменты памятника, разбитого в средневековье в спешке. В итоге отдельные его части появлялись в раскопах в этой части храма, вплоть до 1999 года – на протяжении 130 лет.

Голова царицы в головном уборе богини, прекрасно сохранившаяся, за исключением небольшого повреждения на подбородке, а также некоторые другие крупные части памятника, были отправлены в Каир, в Египетский музей и  была представлена, как шедевр древнего искусства. Многочисленные фрагменты, не представлявшие в то время интереса для экспозиции главного музея страны, остались в хранилищах Карнака. 

Первую атрибуцию памятника предложил Гастон Масперо – в те годы директор музея в Каире,  - который предположил, что лицо богини передает еще и образ Тейе – одной из известнейших цариц XIV в. до н.э. Имя царицы, которое ввиду сложности огласовки древнеегипетского языка может быть произнесено по-разному, с небольшими отличиями, и послужило основой для возникновения «Таиах» у М.А. Волошина.

Символ нашей Библиотеки – поразительно красивый скульптурный портрет древнеегипетской царицы, которую воспел под именем «Таиах» Максимилиан Волошин, увидев копию портрета в Париже и заказав слепок для гостиной своего дома в Коктебеле.

Сочетание в скульптуре образа богини Мут и реальной земной царицы Египта – для искусства Древнего Египта явление распространённое. Мут – супруга Амона, богиня, воплощающая собой высшую царственность, почиталась в Карнаке как великая защитница власти царицы, её небесный прототип. В скульптуре этого времени есть правило, согласно которому изображения бога Амона наделяются чертами правящего фараона, а Мут – царицы.

 

В 2000 году известный археолог г-жа Хуриг Сурузян после многих лет работы в Карнаке,  собрала части скульптуры воедино на сложном металлическом каркасе, который позволит дополнить памятник в том случае, если какие-то ещё значительные её части будут идентифицированы. Было установлено, что в образе Амона был изображён Хоремхеб – последний царь XVIII династии, правивший ок. 1328-1298 гг. до н.э.

​Лицо царя, увы, очень сильно пострадало, однако его одеяния, декорировка памятника показывает, что над ним работали лучшие мастера. По правую руку от царя была изображена в облике Мут его официальная супруга Мутноджемет.

Мутноджемет – царица более знатная по рождению, чем её супруг, с самого начала принадлежавшая к высшей знати: её старшей сестрой была всем известная Нефертити – супруга фараона Эхнатона.

Воссозданная скульптурная группа выставлена в Египетском музее в Каире.  Реконструкция позволяет представить всё величие памятника: на престоле восседают Хоремхеб и Мутноджемет в облике Амона и Мут. На Амоне – короткое набедренное опоясание и т.н. "корсет", украшенный орнаментом– стилизованным изображением перьев птиц. На голове Амона была  высокая корона «шути», из двух перьев, ныне почти полностью утерянная.

На Мут – длинное платье на широких бретелях, начинающееся под грудью, покрытое тем же восхитительным орнаментом из перьев священных птиц. На груди богини – широкое  ожерелье «усех», на её голове – длинный трёхчастный парик, поверх которого лежит убор богини «нерет» – в виде фигуры священного грифа, закрывающего голову Мут своим телом сверху и крыльями по бокам и корона Верхнего и Нижнего Египта «па-схемти».

Итоговая реконструкция позволяет представить всё величие и потрясающее исполнение памятника: на престоле восседают Хоремхеб и Мутноджемет в облике Амона и Мут. 

В начале XX века факсимильную копию скульптурного портрета заказал для собрания Музея изящных искусств в Москве И.В. Цветаев. Именно с этого, факсимильно точного исторического оттиска и был сделан в 2010 году хранящийся в Библиотеке портрет царицы Мутноджемет, вдохновляющий нас и наших гостей так же, как и М.А. Волошина. Образ царицы – символ темы главных программ нашей Библиотеки – востоковедения.

bottom of page