Библиотека-культурный центр имени М.А. Волошина
Востоковедный проект в Библиотеке имени М.А.Волошина закрыт! В помещении Библиотеки больше нет восточного фонда, памятников, предметов интерьера и лектория! Мы теперь только в онлайн формате в рамках Интеллектуального клуба Сергея Куприянова! Обратите на это внимание!
В 2007 году наша библиотека получила имя Максимилиана Александровича Волошина – известного поэта, художника, литературного критика, творца, который по-особенному понимал всю широту культурного пространства России и особенно подчеркивал его связи с цивилизациями и мудростью Востока. Его знаменитый «Дом поэта» в Коктебеле стал центром притяжения интеллектуалов того времени, творческой мастерской, где были открыты имена многих литераторов и где история искусства была осязаемой благодаря коллекциям раритетов, которые гостеприимный хозяин собирал многие годы.
Будущий поэт родился в Киеве в 16 (28) мая 1877 года. Его предки по отцу были запорожскими казаками, а со стороны матери в роду были немцы, переехавшие в Россию в XVII столетии. В три года Максимилиан остался без отца. Его детство и отрочество прошли в Москве. В 1893 году семья приобрела земельный участок в Коктебеле, близ Феодосии. Здесь в 1897 году Волошин окончил гимназию. Дальше в его судьбе была учеба в Московском университете, однако увлекся политикой и, в результате, за склонность к агитациям и "отрицательное миросозерцание" он был отстранен от занятий.
История Волошина, как художника и мыслителя, началась с его путешествий по Западной Европе. Возможность приобщения к шедеврам коллекций крупнейших музеев Франции, Германии и Италии, погружение в наследие древних культур чрезвычайно расширили его кругозор.
Особенно привлекал Максимилиана Париж. Именно в нем он видел центр европейской жизни, место сопряжения культур Востока и Запада.
В Париже Волошин подолгу жил в первом десятилетии XX века, не забывая при этом посещать и Россию. Однако истинно родным местом для него стал именно коктебельский дом, который современники называли порой "Киммерийскими Афинами". В разное время в этом центре притяжения творцов побывали Андрей Белый, Вячеслав Брюсов, Алексей Толстой, Максим Горький, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Михаил Булгаков и многие другие писатели, артисты, художники, ученые.
Как литературный критик Волошин Максимилиан дебютировал в 1899 году. В журнале "Русская мысль" появились его маленькие рецензии без подписи. В мае 1900 года в этом же журнале была напечатана большая статья под названием "В защиту Гауптмана". Она была подписана "Макс. Волошин". Статья эта была одним из первых в России манифестов модернистской эстетики. После этого появились и другие его статьи. Всего Волошин написал их 36 - о русской литературе, 35 - о французском и русском театре, 28 - о французской литературе, а также 49 статей о событиях французской культурной жизни. В них были утверждены и провозглашены художественные принципы модернизма.
На протяжении всей жизни Волошин был обуреваем духовными исканиями. В разные годы он увлекался буддизмом, шаманизмом, оккультизмом, мистикой католического христианства, масонством. Все это он воспринимал через призму искусства. В особенности он ценил "пафос мысли" и "поэзию идей".
На протяжении всей жизни Волошин был обуреваем духовными исканиями. В разные годы он увлекался буддизмом, шаманизмом, оккультизмом, мистикой католического христианства, масонством. Все это он воспринимал через призму искусства. В особенности он ценил "пафос мысли" и "поэзию идей". Первые поэтические творения Волошина были опубликованы в 1910 году. Руку "ювелира", "настоящего мастера" увидел в ней В. Брюсов. Второй стихотворный сборник, "Selva oscura", был составлен в 1920-х годах и не был опубликован. В него были включены стихотворения, созданные в период с 1910 по 1914 гг. Основная их часть вошла позже в "Иверни" - книгу избранного, вышедшую в 1916 году.
Судьба России не могла оставить Волошина в стороне. Его произведения, посвященные войне, вошли в сборник 1916 года "Anno mundi ardentis". Часть стихотворений, связанных с переживаниями события гражданской войны, написанных в то время, была опубликована в книге 1919 года "Демоны глухонемые", другая часть в 1923 году была издана в Берлине под заглавием "Стихи о терроре". Однако в большинстве своем эти произведения остались в рукописи.
Весной 1917 года Волошин возвратился в Крым. В автобиографии 1925 года он писал, что больше не покинет его, никуда не эмигрирует и ни от чего не спасается. Ранее он заявлял о том, что не выступает ни на одной из борющихся сторон, однако живет лишь Россией, а также писал, что ему нужно остаться в России до конца. В доме Волошина находили приют и скрывались от преследований и белые и красные: хозяин дома считал само понятие о Человеке превосходящим любые политические распри.
После революции Волошин прекратил свою искусствоведческую работу. Однако, ему все же удалось опубликовать более семидесяти статей, посвященных русскому и зарубежному искусству. Первая его монографическая работа, посвященная Сурикову, сохраняет свое значение. Книга "Дух готики" осталась незавершенной. Над ней Максимилиан трудился в 1912 и 1913 гг. Волошин сам занялся живописью для того, чтобы судить профессионально об изобразительном искусстве. Как оказалось, он был даровитым художником. Крымские акварельные пейзажи, выполненные со стихотворными надписями, стали его излюбленным жанром.
Человек, любивший Россию всем сердцем, мыслитель и мистик, литератор и художник, поэт, мыслящий культуру вне границ времени и пространства, Максимилиан Волошин скончался 11 августа 1932 году в Коктебеле.
Музей Максимилиана Волошина в его доме в Коктебеле открылся в 1984 году. Своему существованию он обязан вдове поэта - Марии Степановне Волошиной (в девичестве Заболоцкой), которая вплоть до 1976 года не просто проживала в бывшем поместье, а бережно хранила и собирала все, что было связано с ее горячо любимым мужем. Она знала, что когда-нибудь жители России оценят наследие великого художника и поэта по достоинству. В музее происходит вручение ежегодной Международной премии Максимилиана Волошина за лучшую поэтическую книгу, дни ее вручения названы «Волошинским сентябрем». Похоронен поэт и художник рядом — на горе Кучук-Янышар. Под одной плитой покоится с ним рядом и его супруга.
Истинно родным местом для Волошина стал коктебельский дом, который современники называли "Киммерийскими Афинами". В разное время здесь побывали Андрей Белый, Вячеслав Брюсов, Алексей Толстой, Максим Горький, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Михаил Булгаков и многие другие писатели, артисты, художники, ученые.