Ровно век тому назад, 4 ноября 1922 года в Долине царей – знаменитом некрополе древних Фив – была найдена первая ступенька новой, никому неизвестной гробницы. Многие с детства помнят имена выдающегося британского археолога Говарда Картера и его мецената – Джорджа Герберта, графа Карнарвонского, труды которых увенчались в этот день столь долгожданным успехом: их работы в Долине царей, почти безрезультатные, шли в жаре, пыли, раскаленных камнях некрополя уже многие годы.
Однако истинным первооткрывателем знаменитой гробницы, о котором знают единицы, был египетский мальчик Хуссейн Абд эль-Рассул. Ему было тогда около десяти лет, он происходил из знаменитой в фиванском некрополе семьи грабителей гробниц, которые постепенно из торговцев древностями превратились в умелых помощников европейских археологов. Хуссейн в миссии Картера работал водоносом. Его осел каждый день проходил много раз долгую дорогу между древних скал, привозя от дальних каналов, связанных с Нилом, воду, столь необходимую в раскаленной от египетского солнца Долине царей. У его глиняных сосудов, повторявших собой древние формы египетской керамики, было круглое дно. Для того, чтобы установить их на песке, нужно было выкопать небольшую ямку. Именно так юный Хуссейн нашел великое сокровище своей страны и помчался со всех ног к Картеру, чтобы сообщить о своей находке. «Едва я пришел на работу следующим утром (4 ноября), – пишет в своих дневниках Говард Картер, – как необычайная тишина, вызванная тем, что все работы были остановлены, подсказала мне, что случилось что-то необычайное; меня приветствовали новостью о том, что найдена ступенька, вырезанная в скальном грунте».
Хуссейн Хассан Абд эль-Рассул с пекторалью Тутанхамона на груди. Фото: Гарри Бёртон
Картер тотчас же отправил телеграмму своему меценату, в родовой замок Хайклер в южной Англии, оповестив лорда о долгожданной находке. 23 ноября лорд Карнарвонский прибыл в Луксор, работы были продолжены. Шестнадцать ступенек вели вниз, в подземелье, а на обмазке, которая покрывала заложенный блоками проход в утробу гробницы, виднелись оттиски печатей царского некрополя в виде священного шакала, лежащего над девятью пленниками, и оттиски личных печатей царя с именем Тутанхамона. За кладкой находился нисходящий туннель забитый дебрисом – кусками местного известняка, от пола до потолка – на его расчистку потребовалось время. И вновь кладка, перекрывающая проход.
Изображение мумии Тутанхамона, лежащей на погребальном ложе в присутствии своих Ба (души) и Ах (духа). Дерево, смола.
Каир, Египетский музей. Фото: Сергей Куприянов
К четырем часам дня 26 ноября в ней было сделано отверстие и Картер просунул внутрь руку со свечой. «Сначала я ничего не увидел, - вспоминал он позже, - горячий воздух, вырывавшийся из помещения, заставлял пламя дрожать, но постепенно, по мере того как мои глаза привыкли к свету, детали комнаты медленно проявлялись во тьме: странные животные, статуи, золото – повсюду был блеск золота. На мгновение – наверное, остальным ожидавшим оно показалось вечностью, – я замер, потрясенный, и когда лорд Карнарвонский, который уже не мог терпеть больше, спросил беспокойно: «Вы что-нибудь видите?», то все, что я смог выдавить из себя, были слова: «Да, прекрасные вещи»». Именно так началась история величайшего открытия в истории археологии.
Картер, хотя и не упомянул в публикации юного Хуссейна, успел рассказать о первооткрывателе гробницы своему ассистенту Ли Кидику и позже отблагодарил его, запечатлев для истории: на одном из прекрасных снимков Гарри Бёртона, официального фотографа музея Метрополитен, работавшего с Картером, стоит египетский мальчик в белоснежной рубахе-галабии с тюрбаном на голове. На его груди висит знаменитое царское ожерелье с нагрудной подвеской-пекторалью, на которой массивный лазуритовый скарабей, олицетворяющий собой утреннее солнце, плывет на золотой ладье и толкает лапками сердоликовое солнце, в знак того, что наступило утро, тьма рассеяна, а вместе с ней вновь попрана смерть. О том, что гробницу нашел именно юный Хуссейн, Картер несколько раз рассказывал своим друзьям, но так и не упомянул этот факт в официальных отчетах.
Нагрудная подвеска с ребусом иероглифов царского имени. Золото, лазурит сердолик.
Каир, Египетский музей. Фото: Сергей Куприянов
Спустя столетие образ Тутанхамона, его сокровищ и шедевров, найденных в его гробнице, совсем небольшой, по сравнению с другими царским усыпальницами, по-прежнему будоражит умы. Говард Картер – педант и прекрасный рисовальщик, происходивший из семьи художника-анималиста, оставил после себя огромное количество записей, точных зарисовок, заметок, которые в наши дни хранятся в собрании Института Гриффитса в Оксфорде. Благодаря этому наследию историю изучения памятников гробницы можно листать, словно дневник, приходя к своим выводам и делая новые открытия. Картер, будучи воспитанником Флиндерса Питри – сурового «отца» британской археологии – был, с одной стороны, очень профессионален в работе, а с другой – столкнулся с массой проблем, для решения которых в самые сжатые сроки нужно было находить ответы. Он был, во-многом, первопроходцем. Чего стола только необходимость срочно консервировать и сохранять органические материалы – от росписей по дереву и кожаного доспеха до страусиных перьев царских опахал и вееров. К счастью, ему повезло: рядом был Альфред Лукас – выдающийся химик, стараниями которого многие вещи Тутанхамона дошли до нашего времени.
Маска внутреннего гроба Тутанхамона. Золото, инкрустации.
Каир, Египетский музей. Фото: Сергей Куприянов
В гробнице было найдено более пяти тысяч предметов, изучение, консервация и перевоз которых в Каир заняли десять лет. Только на мумии Тутанхамона, среди пелен, под пламенеющей золотом маской, было найдено 140 удивительных произведений ювелирного искусства – от браслетов и пекторалей до кинжалов и золотых напальчников на руках и ногах мумии. Только на медленное снятие 17 слоев погребальных пелен, сотканных из превосходного льна и пропитанных почерневшими от времени благовонными составами, потребовалась неделя.
Картер, анализируя найденное, часто точно понимал предназначение того или иного предмета, а иногда просто описывал то, что египтология еще не могла полноценно анализировать в первой половине XX века. К пониманию того, что содержимое гробницы – это сложнейшая ритуальная машина, предназначенная для трансформации личности царя в Ах - бессмертных дух, европейские египтологи приблизились только в 1960-х. То, что в гробнице не было случайных вещей, было понятно сразу; однако более-менее точное представление о том, насколько все они были связаны между собой, пришло много позже. Многие памятники, которые Картер называл «таинственными», «мистическими», «непонятными», были наконец-то поняты, дешифрованы, изучены. Многое, впрочем, так и осталось пока вне нашего поля знаний.
Говард Картер с египетским помощником у внутреннего гроба Тутанхамона. 1923 г. Фото: Гарри Бёртон
Гробница в каком-то смысле действительно стала проклятием для Говарда Картера. Нет, там, конечно же, не было никаких надписей про «дух смерти», выдуманных прессой, падкой на сенсации. Прижизненные проклятия вообще были вне контекста египетской культуры, которая куда чаще говорила в своих текстах о посмертном воздаянии. Речь о другом: Картер, сидя в великолепном холле знаменитого луксорского отеля «Зимний дворец», рассказывал высокопоставленным слушателям о своем открытии и лишь мечтал о продолжении работ, новых открытиях, запахе песка и раскаленных известняковых скал Долины царей. Тутанхамон стал его величайшим взлетом, после которого не могло быть других открытий и другой работы, имена исследователя и царя были навсегда связаны между собой, это был финал жизни исследователя. Картер так и не издал полный отчет о раскопках гробницы, хотя и промежуточный – трехтомник, написанный совместно с А. Мейсом, – был превосходной работой (в сокращенном виде одним томом книга была издана в 1959 году и на русском языке тиражом 15 тысяч экземпляров). Археолог хотел большего и многое так и не успел завершить, несмотря на то что после открытия прожил яркую и достаточно долгую жизнь, разрушившую все глупые мифы о «проклятии фараонов».
У золотого гроба Тутанхамона в особом зале Египетского музея в Каире. Фото: Виктор Солкин
Жаль, что в современном Египте, говоря о британском археологе, часто вспоминают только его «колониальное поведение» или то, что он почти не упоминал в своих записях и публикациях имена своих египетских рабочих. Да, это печальный факт, однако это никак не порочит других сторон характера Картера, прежде всего – блестящего египтолога, несмотря на его домашнее образование. За это, кстати, его нередко травили менее успешные и, главное, менее известные коллеги, университетские знания которых зачастую оказывались ненужными или фрагментарными в том, что касалось полевой работы, описания памятников, анализа найденных артефактов. В последние годы стали часто говорить о том, что несмотря на запрет Египта, Картер все-таки вывез из страны какое-то количество вещей, происходящих из гробницы Тутанхамона. Да, действительно, он дарил порой своим друзьям небольшие амулеты с именами царя, попытался не занести в реестры знаменитую деревянную расписную голову юного Тутанхамона, появляющегося, подобно солнцу, на рассвете из цветка водяной лилии. Нью-Йоркский музей Метрополитен, купивший после смерти Картера его личную коллекцию древностей, приобрел серебряные гвозди, которыми были скреплены царские саркофаги, детскую игрушку – поражающую своей живостью фигурку собачки, инкрустацию в форме лазуритового сфинкса, бывшую частью какого-то ювелирного украшения, некоторые другие предметы. Видимо, Картер, привыкший к тому, что до открытия гробницы Тутанхамона все находки делились между правительством Египта и археологами, не смог смириться с тем, что ему самому на память не достанется ничего: власти Египта именно для Тутанхамона впервые разработали закон о национализации содержимого гробницы и даже выплатили леди Альмине Карнарвон полный объем средств, затраченных ее покойным мужем на многолетние раскопки. Наступал новый мир современных правил археологической работы, в которых Картер не смог удержаться от соблазна. Стоит ли порицать его за это? Да, бесспорно. Можно ли из-за этого сводить на нет достижения умного человека и кропотливого, педантичного ученого? Конечно, нет. А это сейчас, увы, происходит достаточно часто. И даже разбирая на фрагменты огромные ковчеги из покрытого золотом дерева, внутри которых находились саркофаг, гробы и мумия царя, чтобы перевести их в GEM – новый Великий Египетский музей у подножия пирамид в Гизе, – реставраторы старого египетского музея на площади Тахрир сетовали на то, что «англичанин» не оставил после себя схемы разбора и сбора массивных памятников. А был ли он обязан? Не стоит ли, наоборот, поблагодарить Картера за то, что он с наименьшими потерями перевез все неисчислимые сокровища из гробницы в Каир и аккуратно собрал их в музее? О том, с какими сложностями сталкивался археолог, заговорили сегодня японские специалисты-реставраторы, которым Египет поручил консервацию памятников Тутанхамона перед отправкой в новый музей и, в специальной лаборатории, уже внутри, во время подготовки к новому экспонированию, которая длится и в эти дни.
Алчность, вызванная профилем царской золотой маски, захватила многих, чьи имена в истории по понятным причинам не сохранились: при изучении мумии Тутанхамона в 2000-х годах выяснилось, что оставленное Картером на груди царя многорядное широкое ожерелье «усех», из золота и фаянса, было позже, в 1960-х годах, срезано с многострадальных останков при неизвестных обстоятельствах и, перенизанное по частям, продано в европейских антикварных галереях. Так, например, обладателем печальных золотых фрагментов растерзанного ожерелья стал американский музей искусств Нельсона-Аткинcа в Канзасе (inv. 67-21/1-2), а еще некоторые перенизанные элементы продавались, как отдельные произведения египетского ювелирного искусства «с достойным провенансом», на аукционе «Кристи»… 1 октября 2015 (!) года (лот 178). Правда, купить эти пронизи фаянсовых и золотых бусин никто не осмелился. Лот вернулся к неназванному «владельцу». Фрагменты ожерелья, конечно же, никто не вернул Египту. Музей Метрополитен поступил достойнее: все выявленные в коллекции памятники (19 предметов), происходившие из собрания Картера, а ранее – из гробницы Тутанхамона, были выставлены в музее отдельно и потом, в 2011 году, переданы Египту. Это был, впрочем, не просто искренний акт доброй воли; ничего другого уважаемому музею не оставалось делать после того, как получивший жесткую отставку директор музея Томас Ховинг опубликовал в книгу «Тутанхамон: нерассказанная история», в которой признал факт получения музеем вещей Тутанхамона, похищенных из Египта, и множество других нелицеприятных фактов. Кстати, именно Ховинг впервые опубликовал свидетельства о том, что глухой ночью в конце ноября 1922 года Картер и Карнарвон тайно вскрыли проход в погребальную камеру гробницы, чтобы узнать, осталось ли погребение царя нетронутым. Последующее официальное открытие запечатанной двери, разделявшей погребальную камеру и первую камеру гробницы, было, по сути, фарсом, организованным для египетских властей: археологи уже знали о своем успехе, а узкий лаз, проделанный снизу в кладке, закрывающей дверной проем, был заложен случайными вещами и срочно сделанным деревянным помостом…
Погребальная процессия с царской мумией. Роспись на стене погребальной камеры гробницы Тутанхамона.
Фото: Виктор Солкин
К счастью, новые исследования царской мумии открыли не только печальный факт хищения последнего украшения Тутанхамона. Детальная томография и высокоточный анализ царской ДНК, сделанные в 2010 году международной командой специалистов под руководством д-ра Захи Хавасса и выдающейся египетской исследовательницы-антрополога д-ра Сахар Салем, чье имя часто забывают упомянуть в прессе, позволила многое узнать о физическом состоянии царя при жизни и причинах его преждевременной смерти: процарствовав девять лет, Тутанхамон погиб на девятнадцатом году жизни. В материалах мумии нашли следы перенесенной царем тяжелой малярии и других болезней, генетических, вызванных тем, что он был сыном родных брата и сестры. Его отец, религиозный реформатор Эхнатон, чье родство с Тутанхамоном также было установлено благодаря анализу ДНК, имел шестерых дочерей от главной супруги - всем известной царицы Нефертити. Сына родила ему сестра, безымянная царица, чье тело было идентифицировано среди останков, найденных Виктором Лорэ в 1898 году в Долине царей, в гробнице-тайнике Аменхотепа II. Ее точеное забальзамированное тело поражает своей хрупкостью, а лицо – красотой, даже несмотря на то, что кто-то исступленно хотел лишить ее «дыхания вечной жизни» в ином мире, повредив рот мумии. Анализ тела «безымянной» приоткрыл завесу над мрачной причиной ее смерти: удар кинжала пробил не только ее грудь, но и ее ладонь, когда она пыталась инстинктивно защититься рукой от убийцы. Сохранившиеся египетские письменные источники той эпохи, конечно же, молчат об убийстве матери малолетнего царя. Даже ее имя мы не можем назвать с полной уверенностью, хотя из всех сестер Эхнатона по возрасту и статусу на роль матери его сына, пожалуй, больше всего подходит знаменитая царевна Сатамон – старшая дочь фараона Аменхотепа III и его супруги, царицы Тейе. Сам Тутанхамон – об этом пишут нечасто – хранил трепетную память о бабушке и дедушке: в гробнице были найдены золотая фигурка Аменхотепа III, а в особом небольшом гробике, надписанным именем царицы Тейе, – локон ее волос, принадлежность которого была позже доказана генетической экспертизой.
Тутанхамон с супругой – Анхесенамон. Изображение на спинке золотого трона.
Каир, Египетский музей. Фото: Сергей Куприянов
Причина смерти самого юного царя – падение с колесницы, которое не только привело к ужасному перелому бедра, но и к фатальному моменту, когда колесо почти полностью раздавило левую часть грудной клетки хрупкого юноши. При бальзамировании жрецы постарались снабдить Тутанхамона множеством амулетов – заменителей сердца. Главный орган человеческого тела, который египтяне понимали как сосуд, наполненный деяниями жизни и источник эмоций, чувств и воли и всегда оставляли в мумии при бальзамировании, был так поврежден, что нуждался в магической замене амулетами. Один из них, сердечный скарабей, был сделан из экзотического, привезенного издалека камня – балтийского янтаря. Легко представить себе картину, когда болезненный юноша, всю жизнь передвигавшийся при помощи 130 (!) тростей, помещенных потом в его гробницу и несущих на себе следы постоянного использования, дожил до того возраста, когда ему, как и всем его придворным сверстникам, захотелось скорости и иллюзорной свободы, которые привели его к смерти.
В своей гробнице Тутанхамон был похоронен не один. В боковой камере – т.н. «Сокровенной сокровищнице», где стояли величественная статуя бога Анубиса – покровителя бальзамирования – и большой ковчег с внутренностями царя, Картер сделал очень печальную находку: в двух позолоченных гробиках там лежали две мертворожденные дочери Тутанхамона и его жены – Анхесенамон, которая одновременно была ему единокровной сестрой по отцу – Эхнатону. Матерью Анхесенамон была Нефертити и этот новый близкородственный брак, видимо, должен был укрепить права на престол царя, рожденного сестрой Эхнатона, а не его главной супругой. Судя по проведенным анализам, гестационный возраст, который рассчитывается для плода от условной даты зачатия, одной девочки составляет пять месяцев, второй – семь. С трудом выделенная ДНК одной из девочек позволила идентифицировать среди двух безымянных мумий царственных женщин, найденных в 1817 году в еще одном из тайников Долины царей, останки Анхесенамон. Археолог Джованни Бельцони, обнаруживший эту мумию, писал, что был потрясен красотой очень хорошо сохранившегося лица. Обе мумии были найдены обнаженными, без пелен, у обеих были длинные волосы, однако уже Бельцони пишет, что они стали рассыпаться от одного прикосновения. Больше в гробнице ничего не было, кроме керамических и алебастровых фрагментов. Потом они были никому не нужны… до 1989 года, когда гробницу повторно вскрыл археолог Дональд Райан. Он обнаружил мумии не просто поврежденными, а разорванными на куски. Головы одной мумии, которая была позже идентифицирована, как Анхесенамон, не было и Райан предполагал, что кто-то, кто побывал в гробнице, судя по граффити, в 1826 году, оторвал голову и увез ее себе на память или продал. Таковым было отношение «просвещенных европейцев» к останкам древних египтян в XIX столетии. Этот пример – один из множества ему подобных. В настоящее время идет исследование второй мумии из этого тайника; предполагают, что она может оказаться одной из очень известных цариц Египта XIV века до н.э. Обо всем этом и не догадывался Говард Картер…
В 1970-х сокровища из гробницы Тутанхамона, включая величественную золотую маску, вновь покорили мир. С личного разрешения президента Египта шедевры объехали многие страны запада, начиная с Великобритании, куда Тутанхамон прибыл в 1972 году. Выставку посетили 1,6 миллиона человек, она заработала беспрецедентные для того времени 600 000 британских фунтов: стало понятно, что Тутанхамон – это весьма успешный коммерческий бренд. В 1973-1974 гг. Тутанхамон посетил СССР. Выставки в Москве (ГМИИ им. А.С. Пушкина), Ленинграде (Государственный Эрмитаж) и Киеве потрясли страну. В музеи выстраивались гигантские очереди, а посетители не хотели покидать выставочные залы, очарованные совершенством древнего искусства. В Москву памятники из царской гробницы были привезены на двух самолетах, в аэропорту делегацию и бесценные ящики встречала лично Е.А. Фурцева – министр культуры СССР. Турне Тутанхамона, затронувшее не только Европу, но и США, спешно завершилось в Германии, когда в 1981 году в Гамбурге неизвестные повредили один из золотых ковцежцев для внутренностей царя, пытаясь похитить предмет. К счастью, кражу предотвратили, памятник отреставрировали, выставку срочно вернули в Каир. Египетский парламент незамедлительно признал погребальную маску Тутанхамона главным национальным сокровищем, которое более не может покидать Египет ни при каких обстоятельствах. В эти дни маска все еще находится в старом Египетском музее на площади Тахрир в преддверии ее триумфального перемещения в новый Великий музей в Гизу.
Египетская революция 2011 года стала очередным кошмаром для древних шедевров. Воры, поникшие на одну январскую ночь в галереи Тутанхамона, пытались найти золото и, поняв, что вокруг – не золотые, а позолоченные деревянные статуи, использовали их, чтобы разбивать другие витрины. К счастью, сама маска, царские гробы, ценнейшие ювелирные шедевры в этот момент находились в главном зале музея, закрытом специальной решеткой. Сильно повреждены были знаменитые памятники – статуя Тутанхамона, плывущего на тростниковом челне, статуя Тутанхамона на черной пантере, еще ряд бесценных шедевров. Если эти произведения в гробнице царя боли найдены в двух экземплярах каждый, то главная потеря – статуя богини Менкарет, несущей на руках фигурку Тутанхамона-Осириса, аналогов не имела. Все, что от нее осталось, – это найденный позже в парке музея торс богини. Ее лик был оторван, фигурка Тутанхамона, которого она на руках несла в вечную жизнь, – тоже. Все пострадавшие в ту ночь произведения искусства были позже чрезвычайно талантливо отреставрированы, и только обезображенная статуя Менкарет стала мрачным свидетельством того, насколько хрупко, беззащитно искусство перед вандалами.
В 2015 году во время мытья витрины нерадивая куратор отдела Тутанхамона в Египетском музее в Каире уронила царскую погребальную маску. От величайшего шедевра египетского искусства оторвалась ритуальная бородка, сделанная из золота и фаянса и весящая около 2 кг. Пытаясь скрыть произошедшее, бородку приклеили к маске эпоксидным клеем. Скандал утаить не удалось: следы клея были слишком заметны на маске, а убрать её из экспозиции без доклада директору музея не представлялось возможным. Когда о том, что великий шедевр повредили, заговорили за рубежом, расследование было проведено. Увы, виновные, несмотря на все публичные обещания, так и не были наказаны. Министерство по делам древностей Египта пригласило в Каир д-ра Кристиана Экманна – выдающегося германского реставратора, специализирующегося на спасении произведений, выполненных из металлов. Начались полтора месяца тяжелейшего кропотливого труда. Экманн с помощью миниатюрных палочек, не используя растворитель, буквально по квадратному миллиметру снял с маски слой эпоксидной смолы, а затем вновь присоединил к маске бороду, используя для этого восстановленную втулку и пчелиный воск, укрепленный составом, разработанным специально для проекта фирмой «Хенкель».
Имя Тутанхамона вновь громко прозвучало в прессе в связи с взволновавшей умы гипотезой британского египтолога Николаса Ривза, который предположил, что в гробнице царя есть неизвестные помещения. Как весьма убедительно предполагал д-р Ривз, дополнительные коридоры могут идти в две стороны от погребальной камеры гробницы, а проходы в них закрыты штукатуркой и росписями, которые сами по себе бесценны. Гипотеза Ривза буквально взорвала научную общественность и прессу, были проведены три независимых исследования стен погребальной камеры гробницы и окружающего скального грунта с помощью современных геомагнитных радаров. Одно из них, выполненное выдающимся японским физиком Хирокацу Ватанабэ в 2015 году, подтвердило предположение британского египтолога, два других, сделанных американскими и итальянскими специалистами в 2016-м и 2018-м гг. соответственно, внятных результатов не дали. Вскоре Египет отказал Н. Ривзу в разрешении на продолжение работ, хотя до объективной оценки его научной гипотезы всё ещё далеко. Есть ли на самом деле пустоты за расписными стенами погребальной камеры царя или же это плод фантазии – покажет будущее. Научный проект, к сожалению, приобрел политическую окраску, которая не дала еще одному британскому исследователю никаких шансов на продолжение работы в Долине царей.
Царская охота на Ниле. Рельеф на стенке золотого наоса. Каир, Египетский музей. Фото: Сергей Куприянов
Говард Картер был совершенно несправедлив, часто называя Тутанхамона «малозначительным царем», о котором мир узнал только благодаря сокровищам его гробницы. Современные исследования показали, насколько большим был вклад царя в дело реставрации традиционной культуры Египта, которой был нанесен сокрушительный удар религиозной реформой его отца Эхнатона. Эпоха Тутанхамона, несмотря на то что он правил всего девять лет, — это время, когда возрождались храмы Египта, когда создавались поразительные памятники скульптуры, никак не связанные с гробницей и столь превосходные, что их порой по нескольку раз узурпировали преемники Тутанхамона, стирая его имя и заполняя получившиеся лакуны своими именами и титулами. Тщательное исследование, между тем, позволяет все точнее и детальнее представить себе личность Тутанхамона, его эпоху, вернуть ему украденные другими царями памятники, совершенно иначе понять назначение поразительных, чудом дошедших до нас шедевров, которыми была буквально набита его маленькая гробница.
Столетие со дня находки места упокоения юного царя стало для всех проверкой на человечность, профессионализм и достоинство. Увы, этот «экзамен» часто заканчивался провалом, скрыть который, несмотря на все старания, не удалось. Поразительно, что по-прежнему наука, как оказалось, пасует перед политическим заказом, а древний шедевр не защищён от человеческих вандализма, алчности и глупости. Но все же в «деле Тутанхамона» есть несколько очень важных и бесспорно, позитивных аспектов. Великолепные произведения из его гробницы для многих стали окном в символический и духовный мир великой древности, а кого-то просто очаровали своей неизбывной красотой и почти магическим притяжением. Тутанхамон стал, пожалуй, самым знаменитым из всех царей Древнего Египта, опередив многих великих владык. Его имя постоянно звучит как в египтологии, так и в обществе, а пламенеющий золотом лик погребальный маски известен многим миллионам людей. Это значит, что главная мечта древнего египтянина о повторении благого имени потомками сбылась, а истинное бессмертие – достигнуто. А еще мумия Тутанхамона – единственная, справедливо оставленная в собственной гробнице, и, к счастью, пока не покинувшая свое скальное убежище в Долине царей.
© Виктор Солкин
Comments