Среди экспонатов нашей Библиотеки не только египетские и буддийские памятники, но и несколько очень красивых предметов искусства Японии. Например, ваза эпохи Мэйдзи «Птицы и ветви сливы».
Именно в эпоху мэйдзи европейцы открывали для себя японскую керамику и фарфор, лаковые изделия, в эпоху мэйдзи японские мастера по металлу перешли от храмового искусства и ковки мечей к изготовлению ваз, курильниц, шкатулок; в традиционное текстильное производство вместе с промышленными станками пришли новые методы окрашивания и нанесения рисунков на ткани.
Рисунок на вазе выполнен в традиционном для Китая, а в последствии, и Японии жанре «цветы и птицы». Это жанр со сложной символико-образной системой, как в китайской, так и в японской культуре, где за каждым образом и за сочетанием образов стоят определенные смыслы.
Казалось бы, чем, кроме ботанической разницы, могут отличаться любование цветущими сакурой и сливой? Японцы во все времена года любуются различными явлениями природы, и весеннее наслаждение видом цветущей сакуры стало визитной карточкой Японии. Цветами сакуры можно наслаждаться в марте, а слива цветет на месяц раньше — в феврале. Сакура совсем не обладает запахом, тогда как у цветущей сливы очень тонкий аромат. Мимолетность цветения сакуры можно противопоставить стойкости цветения сливы — она цветет даже в холода. Об этом говорит хайку Куботы Мантаро:
Белые таби
Я пальцы отморозил на ногах,
Любуясь сливой!
白足袋の爪先さむき梅見かな
сиротаби-но/ цумасаки самуки/ умэми кана
Зато приложивший усилия будет вознагражден не только красотой цветов, но и тончайшим ароматом. Кроме того, каждый цветок цветущей сливы для ценителя очень важен, о чем пишет Хаттори Рансэцу:
Первый цветок
На один цветок сливы
Стало теплей
梅一輪 一輪ほどの 暖かさ
умэ итирин/ итирин ходо-но/ ататакаса
Таким образом, в поэтическом смысле слива — это стойкость, благородство и надежда, а сакура — мимолетность, легкость и уже полностью весенняя радость.
Переводы поэзии с японского © Анны Семиды.
Ваза «Птицы и ветви сливы»
Медь, серебро, перегородчатая эмаль.
Япония, Эпоха Мэйдзи (1868–1912 гг)
Из коллекции Елены Образцовой.
Собрание Сергея Куприянова
Comments